Информационный дайджест (период 1-8 декабря 2021)
АРЗ 9-12-2021, 11:30 573 Медицина / Новости ассоциации / Новости НМППРАВИТЕЛЬСТВО
Кабмин выделил еще 89 млрд рублей на поддержку системы ОМС в пандемию
Правительство России дополнительно выделило еще порядка 89 млрд рублей на поддержку системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в пандемию, средства пойдут в том числе на лечение пациентов с коронавирусом. Об этом заявил во вторник премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании президиума координационного совета по борьбе с ковидом.
"Сейчас крайне важно обеспечить устойчивость системы здравоохранения, чтобы больницы и поликлиники в каждом российской субъекте стабильно работали при любом развитии событий. Правительство дополнительно направило 89 млрд рублей на поддержку системы обязательного медицинского страхования", - отметил он.
Средства пойдут прежде всего на лечение пациентов с ковидом, пояснил премьер. "Для людей такая помощь останется бесплатной и дальше будет предоставляться по полису ОМС во всех регионах страны", - заверил Мишустин.
https://tass.ru/obschestvo/13132845
Правительство перенесло сроки эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда медработников
Правительство снова сдвинуло начало реализации пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда медработников, который предполагается провести в семи регионах. К нему планируется приступить не раньше июля 2022 года.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об изменении сроков реализации пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда медработников. Теперь предполагается, что проект продлится с июля по ноябрь 2022 года. Первоначально его планировали начать еще в ноябре, но затем срок сдвинули на декабрь 2021 года.
Обновленные параметры «пилота» (размеры расчетной величины должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда и единые перечни, размеры и условия начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера) Минтруд по согласованию с Минздравом, Минфином и ФОМС должен представить в правительство до 30 апреля 2022 года.
По данным, которые ранее приводили «МВ» в Профсоюзе работников здравоохранения России в конце августа, основным камнем преткновения для специалистов был размер дополнительных коэффициентов (региональных и сложности труда). Экспертов профсоюза беспокоило, что зарплаты могут стать ниже. Их проработка и стала причиной задержки.
Пилотный проект единой отраслевой системы оплаты труда медработников планировалось провести в Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе. Основная цель реформы – «подтянуть» субъекты с низким уровнем оплаты труда и нехваткой кадров.
Согласно параметрам пилотного проекта, заработная плата медработника должна включать в себя должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. Базовый оклад должен был рассчитываться на основе трех позиций: расчетная величина в размере МРОТ (13 617 руб.), коэффициент дифференциации окладов по должностям (сложности труда) и коэффициент экономического развития региона. Минимальный коэффициент сложности труда установлен для санитара (коэффициент сложности 1), медсестры (1,35), максимальный — для врачей-специалистов, оказывающих первичную медпомощь (2,23), и заведующего хирургическим отделением (3,13).
В соответствии с параметрами пилотного проекта минимальный прирост средних зарплат составит 2%, максимальный — 78%. Всего в «пилоте» будет задействовано 440 медорганизаций, в которых работают более 170 тыс. человек. На это время предусмотрена защитная норма, исключающая снижение зарплаты медработников. По данным, которые приводил «Коммерсантъ», расходы на оплату труда медработников в пилотных регионах вырастут в первом квартале 2022 года на 30%, или на 9 млрд руб. Компенсировать их предлагалось из федерального бюджета.
МИНЗДРАВ/ОМС
Счетная палата указала на трудности финансирования ОМС в регионах
Методика распределения субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ОМС) из бюджета Федерального ФОМС несовершенна, полагают в Счетной палате. В частности, в ней не учтена специфика заболеваний в разных регионах и ценовые факторы. Рост расходов на здравоохранение автоматически не приведет к повышению эффективности работы отрасли, при этом эксперты высказывают сомнения и по поводу готовности системы освоить эти деньги.
Как рассказала заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова на конференции "Здравоохранение в России - 2021", страна достойно проходит сложный пандемический период, эффективно мобилизуя финансовые ресурсы, в том числе в здравоохранении. В России запланирован большой рост расходов на эту сферу.
"Если в 2019 году все источники финансирования, включая федеральный бюджет, ФОМС и региональные бюджеты, тратили на здравоохранение 3,8 трлн рублей, то к 2024 году мы ожидаем порядка 5,6 трлн рублей", - сообщила Изотова.
Основной объем расходов придется на Фонд обязательного медицинского страхования. Однако действующая модель построения межбюджетных отношений требует корректировки. По словам аудитора, основная статья расходов ФФОМС - распределение субвенций территориальным фондам ОМС. При этом методика распределения субвенций несовершенна. Она подходит для выстраивания межбюджетных отношений между федеральным и региональными бюджетами, но в ней не учтена специфика заболеваний в разных регионах, а также отсутствуют ценовые факторы.
"Поэтому, на наш взгляд, есть еще над чем поработать, выстраивая межбюджетные отношения в отрасли в целом", - говорит Изотова.
Отвечая на вопрос модератора о выполнении задачи президента повысить долю расходов на здравоохранение до 5% ВВП, она также отметила, что важен не только рост финансирования, но и то, чтобы полномочия регионов по использованию этих денег были выполнены.
"Даже если мы завтра получим 10% ВВП (доли расходов на здравоохранение), мы не готовы будем эти деньги освоить. Нужно решить еще много проблем - в первую очередь нам нужны кадры", - считает аудитор.
Счетная палата выделяет и другие существующие проблемы и недостатки, с которыми сегодня сталкивается российская медицина. Как следует из выступления Изотовой это и сверхплановые объемы медпомощи, и кредиторская задолженность, и дефицит кадров.
"Часто причиной возникновения сверхобъемов медицинской помощи является недостаточное планирование и резервирование средств на прогнозируемые периоды, - так комментирует ситуацию вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. - Объективно оценить стоимость медицинской помощи достаточно сложно по причине отсутствия прозрачного механизма ее тарификации, а экономическое обоснование размера тарифов клинико-статистических групп не находится в публичном доступе. Как результат - платить за такое прогнозирование приходится пациенту своим здоровьем вследствие чего уровень удовлетворенности граждан отечественной медициной крайне низок (29,3%), а количество обращений и жалоб к страховщикам продолжает расти. Для защиты прав граждан страховые медицинские организации регулярно проводят экспертизы и помогают с получением доступной и качественной медицинской помощи. Так, за 9 месяцев 2021 года в ходе экспертиз страховые представители выявили более 1 миллиона нарушений в оказании медпомощи по ОМС. Каждому пациенту была оказана индивидуальная поддержка".
По словам Изотовой, мир идет по пути развития пациентоориентированнной медицины, и у России тоже должен быть стимул к этому стремиться.
"Пациентоориентированная модель, прежде всего, построена на доступной и качественной медицинской помощи. Доступность медицинской помощи и модернизация первичного звена здравоохранения - это задача номер один. Но еще очень важны информированность пациентов, возможность выбора модели лечения и выбор врача. Систему защиты прав застрахованных нам нужно сильно развивать. Мы рекомендуем правительству, министерству здравоохранения базироваться именно на пациентоориентированной модели", - резюмирует Изотова.
Путин утвердил изменения в 326-ФЗ «Об ОМС»
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Поправками начинается постепенный ввод цифровых полисов ОМС, вводится упрощенная схема распределения граждан между страховыми медорганизациями (СМО), а также отменяется лимит на предельный размер нормированного страхового запаса (НСЗ) территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Последний раз значимые поправки в этот закон вносились в декабре 2020 года.
В Госдуму законопроект был внесен Правительством РФ в сентябре. В первую очередь, подчеркивали авторы поправок, документ должен создать нормативную базу для перевода полисов ОМС в электронный вид, а также сделать получение полиса максимально удобным для жителей. Закон в проекции поможет заменить полисы на материальных носителях на цифровой код, который будет присваиваться гражданину с рождения. Остается возможность получить полис старой версии.
Ко второму чтению проекта депутатами и правительством был внесен ряд правок, не связанных с цифровыми полисами.
Например, был отменен заявительный порядок выбора СМО застрахованным – теперь, если гражданин не подал заявление на выбор компании либо не уведомил о смене места жительства или других личных данных, он автоматически будет прикреплен к той организации, которую определит для него ТФОМС, исходя из количества прикрепленных к той или иной СМО на территории. Ранее пациенты были обязаны выбирать страховщика и уведомлять о смене реквизитов самостоятельно.
Кроме того, вводится новый порядок формирования НСЗ ТФОМС. Отменяется лимит на ежегодный размер запаса, одновременно к источникам его пополнения больше не будут относится суммы штрафов, которые ТФОМС и СМО накладывают на клиники по результатам медико-экономического контроля (МЭК) счетов за оказанную медпомощь. СМО же будет получать в свой доход всю сумму наложенных ей санкций после МЭК (ранее только половину).
Изменится и статья 44-ФЗ, где детализируется список данных, которыми между собой обмениваются участники системы ОМС. Теперь фонды и страховые будут знать, кроме места жительства, место пребывания гражданина, а также отдельно – субъект, где ему был выдан полис ОМС. Кроме того, часть сведений, чтобы идентифицировать застрахованного по паспорту, станет доступна самим медорганизациям, а именно: номер полиса ОМС, субъект, где застрахован человек, данные о СМО.
Положения будут вводиться постепенно – с 1 января 2022 года по 1 января 2024 года.
Значимые изменения в №326-ФЗ в последний раз вводились в декабре 2020 года, когда был объявлен переход федеральных медцентров на одноканальное финансирование из бюджета ФФОМС. Тогда же был снижен норматив расходов страховых медорганизаций на ведение дела.
https://vademec.ru/news/2021/12/07/putin-utverdil-izmeneniya-v-326-fz-ob-oms/Похожие новости
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.