Информационный дайджест (период 16 - 23 ноября 2021)
АРЗ 30-11-2021, 16:49 762 Новости / Новости НМППРАВИТЕЛЬСТВО
Правительство увеличило нескольким регионам субвенции на здравоохранение
Правительство России в рамках поручения президента РФ Владимира Путина утвердило постановление об увеличении ряду регионов субвенций на здравоохранение, сообщает пресс-служба кабмина.
"Решение принято в рамках поручения президента. С 2022 года для отдельных регионов с наиболее сложными климатическими и географическими условиями будет увеличен объём субвенций на оказание гражданам обязательной медицинской помощи. Необходимое для этого постановление утвердил председатель правительства Михаил Мишустин", - говорится в сообщении.
Подчеркивается, что речь идёт о Якутии, Камчатском крае, Магаданской области, Ненецком и Чукотском автономных округах. В следующем году они смогут дополнительно получить 6,3 миллиарда рублей, в 2023 году – 6,7 миллиарда рублей, в 2024 году – 7 миллиардов рублей.
Правительство утвердило этапы внедрения клинических рекомендаций до 2024 года
Клинические рекомендации, которые должны были стать обязательными для оказания медпомощи в России с 1 января 2022 года, будут внедряться поэтапно до 1 января 2024 года по мере их утверждения – соответствующее постановление 17 ноября подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В Минздраве РФ, где подготовили документ, предполагали, что к концу 2021 года будут обновлены клинрекомендации по всем основным нозологиям, но процесс, отданный в руки профсообществ, затянулся и дедлайн был перенесен.
Согласно документу, рекомендации, размещенные в рубрикаторе Минздрава до 1 сентября 2021 года, применяются для разработки стандартов медпомощи и в работе клиник с 1 января 2022 года, размещенные до 1 июня 2022 года – с 1 января 2023 года, а опубликованные и принятые до 1 июня 2023 года – с 1 января 2024 года.
Клинрекомендации начнут использовать для разработки программы госгарантий и территориальных программ ОМС только с 2023 года – будут использоваться документы, принятые до 1 июня 2022 года, на следующие два года – опубликованные до 1 июня предшествующего года.
В настоящее время, согласно №323-ФЗ, медпомощь во всех регионах и клиниках оказывается «в соответствии» с Положением об организации оказания медицинской помощи, порядками оказания медпомощи, «с учетом» стандартов медпомощи. С 1 января лечение будет проводиться и «на основе» клинических рекомендаций.
Формально клинические рекомендации не являются законодательным актом и пока необязательны для выполнения, но в то же время на их основе разрабатываются все основные регламенты – порядки, стандарты медпомощи, программа госгарантий, а далее – клинико-статистические группы для оплаты медпомощи в ОМС. Кроме того, клинрекомендации содержат в себе критерии оценки качества лечения, на которые опираются эксперты ОМС при проверках медпомощи и суды при разрешении споров между пациентами и медорганизациями по уголовным и административным делам.
Фактически, как говорила доцент кафедры медицинского права Сеченовского университета Юлия Павлова на Форуме онкологических руководителей 28 августа, правоприменительная практика давно определила обязательный статус клинических рекомендаций. «При нахождении причинно-следственных связей невыполнение клинрекомендаций всегда судами трактуется как невыполнение лицензионных требований или, если услуга платная, как ненадлежащее качество услуг», – поясняла она.
Проблемой полноценного использования рекомендаций является то, что не все они своевременно обновляются, а также, если и имеются, не всегда утверждены в установленном Минздравом порядке, уточняла Павлова.
МИНЗДРАВ/ФОМС
Минздрав предложил выплачивать медикам по 200 рублей за каждого привитого
Минздрав России предлагает установить выплату медицинским работникам в размере 200 руб. за каждого гражданина, которого они вакцинируют от коронавируса. Проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Наиболее эффективной мерой профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в настоящее время является вакцинация. В связи с этим, в первую очередь для поддержания высоких темпов вакцинации, а также мотивации медицинских работников к проведению разъяснительной работы среди граждан, в качестве мер поддержки предлагается производить материальное стимулирование медицинских работников», — говорится в пояснительной записке к документу.
«Совокупный размер выплаты в целях материального стимулирования медицинских и иных работников федеральных органов исполнительной власти, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), составляет 200 руб. за одного вакцинированного», — отмечается в проекте постановления.
Средства страхового запаса на повышение зарплат врачей в 2021 году использованы всего на 3%
Программа софинансирования расходов на оплату труда врачей и медицинского персонала за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) реализуется недостаточно эффективно, считает Счетная палата. Деньги распределяются без учета потребности регионов в медработниках.
Программа софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) Фонда обязательного медицинского страхования ОМС (ФОМС) реализуется с 2019 года недостаточно эффективно. Об этом говорится в отчете Счетной палаты.
Так, в 2019 году из предусмотренных на реализацию мероприятия по софинансированию расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала (СМП) 12,3 млрд руб. использовано 3,1 млрд руб. (или 25%). В 2020 году из 18,3 млрд руб. использовано 2,8 млрд руб. (или 15,3%). По итогам первого полугодия 2021 года из 18,3 млрд руб. использовано 0,5 млрд руб. (или 2,7%), следует из отчета.
Программа софинансирования призвана ликвидировать кадровый дефицит в сфере здравоохранения. Для этого среднюю зарплату младшего и среднего медперсонала планировалось поднять до 100% от среднего уровня в регионе, а врачей с высшим образованием – до 200% от этого уровня. Но достичь этой цели пока не удалось, отмечают аудиторы.
По их данным, в 2019 году из планируемых почти 25 тыс. медработников зарплату за счет средств НСЗ получили только 9,8 тыс. человек, или 39%, в 2020 году – 27%, или 7 тыс. медработников из прогнозируемых 25 тыс., в первом полугодии 2021 года – всего 7%, или 2,8 тыс. медработников из 39,2 тыс. Кроме того, сокращается и количество медорганизаций, участвующих в программе: в 2019 году поддержкой пользовались 2803 учреждения, а в первом полугодии 2021 года их число уменьшилось до 2042.
По мнению заместителя председателя Счетной палаты Галины Изотовой, главная причина низкого уровня реализации проекта – недостаточно эффективный механизм планирования и распределения средств НСЗ: деньги распределяются без учета потребности регионов в медработниках.
Другая причина – недостатки действующих нормативных правовых актов. К примеру, принятый в феврале 2021 года приказ Минздрава лишил часть учреждений возможности пользоваться такой поддержкой из-за несоответствия установленным требованиям, хотя раньше они принимали участие в программе.
Госдума приняла во втором чтении проект бюджета Фонда ОМС на 2022-2024 годы
Госдума приняла во втором чтении проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2022-2024 годы.
Общий объем доходов бюджета фонда на 2022 год планируется в сумме 2,779 трлн рублей, на 2023 год - 2,925 трлн рублей, на 2024 год - 3,086 трлн рублей. Объем расходов на 2022 год ожидается в размере 2,801 трлн рублей, на 2023 год - 2,951 трлн рублей, на 2024 год - 3,12 трлн рублей.
В части доходов бюджета фонда отмечается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам, отмечается в пояснительной записке. В 2022 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 212,5 млрд рублей (на 9,5%), в 2023 году - на 145,8 млрд рублей (на 5,9%), в 2024 году - на 152,2 млрд рублей (на 5,9%).
Основным источником доходов бюджета фонда являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2022 году 88%, в 2023 году - 88,6%, в 2024 году - 89%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2,447 трлн рублей, на 2023 год - 2,593 трлн рублей, на 2024 год - 2,745 трлн рублей. Соответствующий объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения.
https://tass.ru/ekonomika/12996823?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Верховный суд высказался против оплаты сверхобъемов в ОМС
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (ВС) РФ решила, что медпомощь, оказанная сверх плановых объемов ОМС, не оплачивается, если клинике не удалось доказать необходимость увеличения объемов и если «спорные» счета не прошли формальный контроль в страховой медорганизации (СМО) и территориальном фонде ОМС (ТФОМС). Позиция ВС ставит точку в судебной тяжбе между сочинским филиалом сети «Екатерининская» и «АльфаСтрахование – ОМС» – клиника пыталась взыскать 1,7 млн рублей за амбулаторную медпомощь.
Иск клиники с мая 2020 года рассматривался четырьмя судебными инстанциями и сначала был удовлетворен Арбитражным судом (АС) Краснодарского края. СМО оспорила решение в апелляции, но кассация (АС Северо-Кавказского округа) его поддержала. В ноябре 2021 года требование ООО «Клиника Екатерининская Сочи» было отклонено Верховным судом.
https://vademec.ru/news/2021/11/18/verkhovnyy-sud-vyskazalsya-protiv-oplaty-sverkhobemov-v-oms/
Эксперты назвали главные болевые точки системы ОМС
Система ОМС в России нуждается в конкуренции и экономических стимулах. Такое мнение высказали эксперты в рамках исследования центра социального проектирования «Платформа».
Опрос подвел итог тридцатилетней деятельности Фонда обязательного медицинского страхования. По мнению экспертов, причиной недостаточной эффективности работы системы ОМС является злоупотребление практиками административного управления. Замена страховых инструментов административными практиками снижает и качество предоставляемых медицинских услуг, и их доступность для пациентов.+
Эксперты центра «Платформа» в качестве одного из примеров такой пагубной практики приводят принятый в 2020 году закон о передаче контроля за финансами Фонду ОМС. Ранее эти функции исполняли сами страховые компании. В результате число сотрудников федерального Фонда ОМС было увеличено, а средства перенаправлены из региональных бюджетов в федеральные медицинские учреждения, отмечают исследователи.
https://fedpress.ru/news/77/society/2877672?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Похожие новости
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.