Информационный дайджест (период 5-11 апреля 2022 года)
АРЗ 12-04-2022, 10:19 579 Медицина / Новости НМППРАВИТЕЛЬСТВО
Мишустин: нововведения в области телемедицины стоит обсуждать с медицинским сообществом
Премьер отметил, что для человека при возможности приоритетнее будет всегда личная встреча со специалистом, однако, когда речь идет о труднодоступных регионах, когда доступа к определенным специалистам нет, должны быть и другие решения
МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Все вопросы касательно нововведений по части телемедицины следует аккуратно обсуждать с медицинским сообществом, заявил в четверг премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая в Государственной думе.
"Три вопроса [по телемедицине] решены. Первое - это дистанционное консультирование и дистанционная работа с врачом. Второе - это дистанционное назначение лекарств и корректировка курса [лечения]. Третье - дистанционно выписывать больничный. Это большой прорыв, потому что вначале все не хотели. <...> [Мы] поддерживаем все то инновационное и технологичное, что можно решить, но здесь нужно аккуратно это обсуждать с медицинским сообществом, с врачами, поэтому все ваши предложения с удовольствием выслушаем", - сказал он, отвечая на просьбу депутата Госдумы разрешить с помощью телемедицинских технологий ставить предварительный диагноз, назначать лечение, получать препараты с электронной подписью врача.
При этом Мишустин отметил, что для человека при возможности приоритетнее будет всегда личная встреча со специалистом, однако, когда речь идет о труднодоступных регионах, когда доступа к определенным специалистам нет, должны быть и другие решения. "Я сам ежегодно стараюсь объехать несколько регионов Дальнего Востока. Это важнейший вопрос, когда труднодоступные районы не позволяют качественно обслужить врачом того или иного пациента. Есть много идей. Кстати, у [главврача больницы в Коммунарке] Дениса Проценко была замечательная идея делать поезда - такие уже есть - для Дальнего Востока, и мы с [вице-премьером] Татьяной Алексеевной [Голиковой] обсуждали подробно <...>, чтобы эти поезда могли курсировать и, соответственно, в труднодоступные районы доставлять качественных специалистов", - рассказал он.
Кроме того, премьер-министр сообщил, что поручит Голиковой рассмотреть вопрос получения телемедицинских услуг в рамках ОМС.
Мишустин рассказал о механизмах сдерживания цен на лекарства и медизделия
Глава правительства отчитался в Госдуме о работе кабмина в 2021 году. Были затронуты и актуальные проблемы.
Постоянный мониторинг розничных цен на товары первой необходимости, лекарства, медицинские изделия должен вестись на региональном уровне. На случаи повышенного спроса следует незамедлительно реагировать, заявил премьер-министр Михаил Мишустин 7 апреля, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2021 год.
По данным Мишустина, рост цен на препараты из Перечня ЖНВЛП не превысил 5% и обоснован он в основном увеличением стоимости субстанций. Намного быстрее растут цены в коммерческом сегменте, признал премьер.
Среди мер поддержки лекарственного рынка он назвал льготные кредиты для системообразующих предприятий, в том числе фармацевтических, упрощение порядка ввоза, регистрации и лицензирования препаратов. Упомянул премьер и опережающее авансирование медорганизаций из средств ОМС, в том числе на закупку лекарств и медизделий.
Мишустин поручил регионам полностью восстановить плановую медпомощь
На период высокой заболеваемости коронавирусом в российских регионах было ограничено оказание плановой медицинской помощи. В ближайшее время все услуги, которые предоставлялись больницами до пандемии в плановом режиме, будут восстановлены. Такое поручение в четверг, 7 апреля, дал премьер-министр России Михаил Мишустин.
Он рассказал, что в прошлом году почти 50 млн россиян прошли диспансеризацию, из них около 2 млн – углубленную диспансеризацию после коронавируса. Оказалось, что у многих были осложнения после перенесенной инфекции, передает РИА Новости.
"Важно, чтобы все могли пройти диспансеризацию и профилактические осмотры <…> По инициативе главы государства мы расширили программу медицинской реабилитации, чтобы проходить ее могли еще больше людей с самыми разными диагнозами", – сообщил Мишустин во время выступления в Госдуме с отчетом о работе кабмина за год.
Премьер-министр напомнил, что в ближайшее время регионам поступит более 8 млрд руб., которые будут потрачены на оснащение отделений медицинской реабилитации. По словам Мишустина, в прошлом году свыше 1000 поликлиник страны были отремонтированы, а в сельских местностях построено почти 3000 современных медпунктов. Также в регионы приехали 5500 специальных автомобилей для врачей и фельдшеров.
Ранее Минздрав утвердил изменения в программе обязательного медицинского страхования. Властям регионов разрешили на свое усмотрение приостанавливать оказание плановой медпомощи в период распространения коронавируса.
Голикова поручила разработать клинрекомендации для первого этапа реабилитации после COVID-19
В России разрабатывается система реабилитации граждан, перенесших коронавирусную инфекцию, и с постковидным синдромом. Для них планируется создать также службу психологической помощи.
Вице-премьер Татьяна Голикова дала ряд поручений по созданию в России системы реабилитации граждан, перенесших коронавирусную инфекцию, и с постковидным синдромом. Протокол заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере, состоявшегося 31 марта, опубликован 6 апреля.
Как следует из документа, главным внештатным специалистам Минздрава по медицинской реабилитации Галине Ивановой и по терапии и общей врачебной практики Оксане Драпкиной поручено разработать клинические рекомендации по проведению первого этапа реабилитации в разрезе нозологических форм, включая перечень медицинских услуг, с учетом кратности их применения и представить в Федеральный фонд ОМС (ФОМС) до 1 июня.
Кроме того, ответственные специалисты Минздрава должны проанализировать текущее состояние системы медицинской реабилитации в субъектах на соответствие утвержденным порядкам, в том числе по количеству профильных отделений для трех этапов реабилитации, числу коек, обеспеченности оборудованием и кадрами. Для анализа в ФОМС должны быть направлены предложения по способам оплаты первого этапа медицинской реабилитации за счет средств обязательного медицинского страхования.
Голикова также поручила Минздраву изучить опыт Научно-практического психоневрологического центра им. З.П. Соловьева Департамента здравоохранения Москвы и проработать организацию службы оказания психологической помощи пациентам с постковидным синдромом, включая систему выявления групп риска. Это должно быть сделано до 4 мая. К этому времени необходимо подготовить и предложения по разработке программы психологической поддержки медработников стационаров.
Минздраву предстоит еще проработать вопрос о целесообразности дополнения номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников специалистами с высшим профессиональным (немедицинским) образованием для работы в мультидисциплинарных реабилитационных бригадах (социальный психолог, психотерапевт, логопед, нейропсихолог, эрготерапевт и т.д.) и разработке примерных образовательных программ. В 2022 году на оснащение медорганизаций в регионах современным реабилитационным оборудованием в федеральном бюджете предусмотрено 8,2 млрд руб., сообщал «МВ». Всего за 2022—2024 годы предполагается оснастить или переоснастить более 1350 отделений медицинской реабилитации, а также около 130 дневных стационаров.
Минтруду Голикова поручила до 1 сентября совместно с властями регионов подготовить предложения по психологической помощи гражданам с постковидным синдромом, которые проживают в организациях социального обслуживания.
Заработал упрощенный механизм корректировки региональных программ модернизации «первички»
Утвержден упрощенный порядок согласования изменений в программы модернизации первичного звена здравоохранения. В некоторых случаях возможна коррекция без привлечения проектного комитета.
Вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о новом механизме внесения изменений в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения. В совещании 4 апреля приняли участие представители всех субъектов, сообщила пресс-служба правительства.
Голикова пояснила, что ею был утвержден упрощенный порядок согласования изменений в программы. Это сделано для максимально оперативной и эффективной работы над повышением доступности и качества медицинской помощи.
По новой схеме регион направляет предложения по изменению программы в Минздрав, где их рассматривают специалисты в течение трех рабочих дней, а затем направляют в правительство для согласования.
Если нужно заменить объект на текущий год и финансирование при этом не меняется, либо переместить средства между мероприятиями и объектами, то изменения согласовываются Татьяной Голиковой, а затем направляются всем заинтересованным сторонам.
В случае перенесения средств между годами, или если предложенные изменения влияют на результаты регионального проекта, их рассматривает и утверждает проектный комитет в течение двух недель.
МИНЗДРАВ/ФОМС
С аккредитационными экзаменами в 2021 году не справились 8,7% специалистов
Минздрав представил официальную статистику об итогах аккредитации специалистов в 2021 году. С заданиями не справились 8,7% сдававших экзамены медицинских и фармацевтических работников.
Из 221 111 медицинских и фармацевтических работников, проходивших в 2021 году аккредитацию специалиста, с экзаменационными задачами не справились 19 201 кандидат, или 8,7%. Об этом сообщила директор Методического центра аккредитации специалистов Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Жанна Сизова на конференции «Неделя медицинского образования 2022» 5 апреля.
Самый высокий процент неудач зафиксирован среди проходивших профессиональную переподготовку — 12,4%. Из 100 975 медработников со среднеспециальным медицинским образованием не смогли сдать экзамен 12 347 человек (10,9%). Из 46 045 выпускников медвузов не были аккредитованы 2477, из 35 591 ординаторов – 1619.
В 2021 году первичная и специализированная аккредитация проводилась по 136 специальностям на 419 площадках в 84 регионах.
В 2020 году пройти обязательную для допуска к профессиональной деятельности процедуру аккредитации не смогли 8% закончивших медицинский вуз молодых специалистов и 10% выпускников медколледжей, сообщал «МВ». Наименьший уровень неуспешной сдачи оказался у ординаторов: аккредитационный экзамен не сдали 4% специалистов.
Минздрав рассматривает возможность взимания госпошлины с врачей за периодическую аккредитацию, сообщал ранее «МВ». Главная причина – необходимость оплаты труда членов аккредитационных комиссий. О необходимости решить эту проблему ведомство неоднократно уведомляла Национальная медицинская палата. Ее представители отмечали, что регулярно привлекать на безвозмездной основе для решения государственной задачи по оценке знаний и умений коллег десятки тысяч врачей – утопия.
Минздрав перестроит номенклатуру медицинских услуг
Новая номенклатура медицинских услуг будет построена по комбинированной классификационной системе. А предлагаемые дополнения расширят доступ к бюджетному финансированию для ряда вмешательств.
Первый уровень классификации определяет раздел, в котором сгруппированы медицинские услуги в соответствии с классификационными критериями и признаками. Второй определяет объект, с которым связана медуслуга. Третий уровень для каждого раздела определен перечнем классификационных признаков, кодовое обозначение (от 01 до 99) которых имеет уникальное значение только в пределах определенного раздела. Четвертый уровень — вид медицинской услуги, содержащий ее порядковый номер в соответствии с классифицированными признаками, указанными в предыдущих разделах. Пятый уровень классификации может содержать уточняющий признак: способ выполнения медицинского вмешательства, подвид лучевой терапии, метод выполнения исследования, профиль койки и т.д.
В случае необходимости может применяться дополнительный код. Например, при использовании дополнительного оборудования или метода(ов) или при применении телемедицинских технологий.
О том, что подведомственный Минздраву Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) разработал проект новой номенклатуры медицинских услуг, гармонизированный с Международной классификацией медицинских вмешательств ВОЗ, «МВ» сообщал в октябре прошлого года. Многомерная система классификации и кодирования медуслуг предназначена для государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и позиционируется как необходимый элемент создания цифрового контура отрасли.
Действующая номенклатура устарела, в том числе с точки зрения организации и финансирования медицинской помощи в России, утверждают в ЦЭККМП. В ней отсутствует ряд медицинских услуг из клинических рекомендаций, что делает невозможным их финансирование из госбюджета. Имеются расхождения и с другими нормативными документами, в частности перечнями высокотехнологической медицинской помощи.
Первый уровень классификации определяет раздел, в котором сгруппированы медицинские услуги в соответствии с классификационными критериями и признаками. Второй определяет объект, с которым связана медуслуга. Третий уровень для каждого раздела определен перечнем классификационных признаков, кодовое обозначение (от 01 до 99) которых имеет уникальное значение только в пределах определенного раздела. Четвертый уровень — вид медицинской услуги, содержащий ее порядковый номер в соответствии с классифицированными признаками, указанными в предыдущих разделах. Пятый уровень классификации может содержать уточняющий признак: способ выполнения медицинского вмешательства, подвид лучевой терапии, метод выполнения исследования, профиль койки и т.д.
В случае необходимости может применяться дополнительный код. Например, при использовании дополнительного оборудования или метода(ов) или при применении телемедицинских технологий.
О том, что подведомственный Минздраву Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) разработал проект новой номенклатуры медицинских услуг, гармонизированный с Международной классификацией медицинских вмешательств ВОЗ, «МВ» сообщал в октябре прошлого года. Многомерная система классификации и кодирования медуслуг предназначена для государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и позиционируется как необходимый элемент создания цифрового контура отрасли.
Действующая номенклатура устарела, в том числе с точки зрения организации и финансирования медицинской помощи в России, утверждают в ЦЭККМП. В ней отсутствует ряд медицинских услуг из клинических рекомендаций, что делает невозможным их финансирование из госбюджета. Имеются расхождения и с другими нормативными документами, в частности перечнями высокотехнологической медицинской помощи.
https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-perestroit-nomenklaturu-medicinskih-uslug.html
Центр Минздрава обратит внимание на тульский опыт финподдержки главных внештатных специалистов
В Тульской области ввели ежемесячные доплаты главным внештатным специалистам регионального Минздрава. Ожидается, что это повысит интенсивность и качество их работы.
Правительство Тульской области направило на ежемесячные доплаты главным внештатным специалистам регионального Минздрава 14 млн руб. Об этом сообщила 8 апреля в своем телеграм-канале директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Ольга Кобякова.
Как сообщила она со ссылкой на министра здравоохранения Тульской области Дмитрия Маркова, регион изыскал возможность оплачивать труд главных внештатных специалистов по основным профилям. Размер ежемесячной социальной выплаты составляет от 30 до 50 тыс. руб.
Мера соцподдержки закреплена в постановлении регионального правительства и реализуется с 1 ноября 2021 года. При Минздраве Тульской области 14 главных внештатных специалистов. Выплата рассчитывается по специальной формуле и зависит от количества достигнутых целевых показателей. Например, в KPI для главного кардиолога включены: больничная летальность от инфаркта миокарда, количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, смертность населения от ишемической болезни сердца.
Кобякова назвала такую региональную практику интересной, а деньги вполне подъемными. «Но благодаря этому спрос с главных внештатных специалистов, интенсивность и качество их работы совсем другие», – считает она.
Директор ЦНИИОИЗ планируем рассказать об этом опыте на заседании Клуба министров здравоохранения. «Думаю, ряд регионов вполне может применить у себя», – отметила Кобякова.
Деятельность главного специалиста Минздрава России, федерального или регионального имеет общественный статус. Год назад Минздрав расширил задачи главных внештатных специалистов в федеральных округах, сообщал «МВ». В частности, они могут предлагать поправки в программу госгарантий.
РАЗНОЕ
В ОНФ заявили о дефиците тарифов ОМС в 40%
Модернизация системы здравоохранения в текущих политических и экономических реалиях требует повышенных государственных расходов на эти цели. Все чаще раздаются предложения увеличить финансирование в рамках системы ОМС.
Эксперты тематической площадки «Здравоохранение» Общероссийского народного фронта (ОНФ) определили комплекс мер, которые необходимо в кратчайшие сроки принять правительству в условиях санкционного давления со стороны Запада. Об этом сообщила 6 апреля пресс-служба организации.
В частности, предложено увеличить финансирование в рамках системы ОМС для обеспечения полноценной оплаты первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). По словам члена Центрального штаба ОНФ, сопредседателя Всероссийского союза пациентских организаций Яна Власова, необходимо рассчитать наконец реальную стоимость клинически законченного случая и на основании этих расчетов изменить существующие тарифы оказания медицинской помощи. «Главные врачи практически все жалуются, что тарифы покрывают реальную оказанную медицинскую помощь примерно на 60%», – подчеркнул он.
Кроме того, общественники подготовили проект предложений для Минтруда и социальной защиты. В него вошли: разработка мер совершенствования отраслевой оплаты труда, включая индексацию зарплат; принятие системы гарантированных мер социальной поддержки и льгот медицинских работников.
Власти субъектов за последний месяц неоднократно жаловались на дефицит средств в здравоохранении, сообщал «МВ». В качестве выхода предлагается пересмотр нормативов распределения субвенции Федерального фонда ОМС, а также повышение тарифов.
https://medvestnik.ru/content/news/V-ONF-zayavili-o-deficite-tarifov-OMS-na-40.html
ПРЕДСТАВЛЕН СПИСОК ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕПАРАТАМИ OFF-LABEL
Минздрав РФ подготовил проект перечня заболеваний, при которых врачи смогут назначать пациентам препараты off-label (вне инструкции). В списке – онкологические и онкогематологические заболевания, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, ревматические заболевания (юношеский и инфекционный артриты, артроз), врожденные аномалии (синдром Дауна), инфекционные заболевания (ВИЧ, туберкулез и COVID-19) и другие нозологии.
Согласно представленному проекту постановления Правительства РФ, проходить лечение препаратами off-label смогут не только дети с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, но и взрослые – с болезнями нервной системы, органов дыхания и пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, уха, системы кровообращения. Кроме того, в списке присутствуют психические расстройства, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, инфекционные и паразитарные заболевания, врожденные аномалии.
Предлагается разрешить применение препаратов off-label и при лечении беременных, во время родов, в послеродовом периоде и при оказании паллиативной помощи, а также для доноров костного мозга.
В пояснительной записке к документу говорится, что организовать лечебный процесс больных без применения препаратов off-label невозможно. Отмечается, что их применение особенно актуально при оказании медпомощи детям с тяжелыми заболеваниями, где доля использования таких препаратов достигает 60–70%.
Из финансово-экономического обоснования к представленному Минздравом РФ перечню следует, что включение off-label препаратов в стандарты оказания медпомощи по тому или иному заболеванию потребует увеличения тарифа и, следовательно, приведет к увеличению расходов Федерального фонда ОМС. Например, увеличение числа лекарственных средств в стандартах медпомощи по онкологическим заболеваниям у детей за счет включения в них препаратов off-label, по предварительным подсчетам, увеличит стоимость лечения на 386,9 тысячи рублей.
В первоначальной версии законопроекта о применении препаратов off-label, разработанного вице-спикером Ириной Яровой и депутатом Андреем Исаевым, предполагалось, что нововведения будут распространены только на онкологические и онкогематологические заболевания у детей.
В конце декабря 2021 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла законопроект о возможности оплаты за счет средств системы ОМС препаратов «вне инструкции». Однако в нем идет речь о возможности применения таких препаратов для терапии не только онкологических и онкогематологических заболеваний у детей.
Президент РФ Владимир Путин утвердил закон 30 декабря 2021 года. В документе не перечисляются конкретные заболевания, при лечении которых разрешается применять препараты off-label. Перечень болезней как раз должен был сформировать Минздрав РФ.
Минздрав в апреле также представил на общественное обсуждение список заболеваний, при которых достигшие совершеннолетия пациенты смогут наблюдаться в детских медорганизациях до достижения 21 года. В него вошли онкологические и онкогематологические заболевания.
Похожие новости
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.